Потенциал дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе обсудили на форсайт-сессии отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения РФ

Потенциал дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе обсудили на форсайт-сессии отраслевых РУМЦ, подведомственных Минпросвещения РФ
8 декабря 2020 года РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ и РГПУ им. А.И. Герцена провели форсайт-сессию «Дефектологическое образование как ресурс развития инклюзии в высшей школе». 

Целевым ориентиром мероприятия стало определение путей реализации потенциала дефектологического образования в процессе институционализации инклюзии в высшей школе. С приветственным словом к участникам, подчеркнув значимость и важность тематики мероприятия, обратились представители органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководители образовательных организаций высшего образования: 

Олег Смолин, депутат Государственный Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, вице-президент Всероссийского общества слепых, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор:

«Я убеждён, что образование детей и  студентов с инвалидностью – это важная  часть формирования нашего драгоценного человеческого потенциала, и мы не можем воссоздать человеческий потенциал нашей страны без развития, использования потенциала нашего времени. Я напомню, что в последнее время лучшие экономисты мира признают главным фактором экономического роста именно человеческий потенциал. А люди с инвалидностью всегда занимали достойное место среди выдающихся борцов, культуры, государства, науки и других областей человеческой жизни. Но самое главное – это не отдельные достижения, а необходимость иметь высокий общий уровень подготовки школьников и студентов с инвалидностью. Я хочу обратиться с напоминанием к тем, кто хочет получить высшее образование среди  ребят с инвалидностью и занять достойное место в жизни: «Помните,  что к нам относятся, как к равным, в одном случае – если мы достигаем результата выше среднего уровня».

Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук:

«В настоящее время одной из приоритетных задач, в том числе в связи с эпидемиологической ситуацией, является вопрос об оснащении педагога теми методологическими средствами, которые позволили бы обучать ребенка с ОВЗ и инвалидностью максимально полезно и эффективно для него. Безусловно, огромное значение имеют полезные практические советы и положительные практики. Мы хорошо понимаем специфику осуществления деятельности наших РУМЦ в педагогических вузах, и это содержание крайне востребовано студентами. Деятельность РУМЦ, созданных на базе педагогических вузов, находящихся в ведении Минпросвещения РФ, связана, в том числе с особой миссией, когда, кроме создания условий для получения образования молодежи с ОВЗ и инвалидностью, важная роль отводится и положительным практикам формирования инклюзивной культуры, в том числе среди ребят, которые не имеют ограничений по здоровью. Очень хочется, чтобы неким аккордом трех РУМЦ, неким трезвучием, нам удалось бы выйти и на некоторое переосмысление педагогических программ относительно вооружения всех, кто обучается по профессии «педагог». Очень важно формировать у них те навыки и умения, а самое главное, на мой взгляд, еще и качества, которые позволят в будущем найти тот самый индивидуальный подход для ребенка с любой нозологией».

Светлана Москалева, заместитель начальника отдела Департамента координации деятельности организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

«Сегодняшнее мероприятие очень важное и своевременное, потому что кадровое обеспечение существующей системы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья наряду с повышением качества и доступности инклюзивного высшего образования является приоритетной задачей двух министерств. В этой связи министерства, конечно, работают над сопряжением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с профессиональными стандартами, а также особое внимание уделяют  расширению перечня универсальных компетенций по непрофильным ФГОСам.   Вузы, в свою очередь, принимают активное участие в обеспечении повышения квалификации сотрудников  в сфере реализации инклюзивного образования. В настоящее время уже 85% вузов системы высшего образования, в принципе, обеспечивает повышение квалификации своих сотрудников.  В свою очередь, Министерство образования и науки РФ осуществляет доработку профстандарта «Педагог-дефектолог», поэтому мы постараемся с особой внимательностью отнестись к тем результатам, которые будут получены по завершению данного мероприятия, повестка которого, безусловно, интригующая».

 Виктор Сдобняков, и.о. ректора Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат физико-математических наук, доцент:

«Сегодня нам предстоит сделать еще один шаг на пути, как к осознанию, так и решению задач в сфере сопряжения ресурсов дефектологического и инклюзивного образования в высшей школе. Инклюзивное образование является важнейшим направлением государственной политики нашей страны и вошло в нашу жизнь уже на всех уровнях образования, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая высшим образованием. Во многом успех инклюзивного образования зависит прежде всего от педагогов: примет ли он эту идею сам, поверит ли в нее и в свою способность управлять ситуацией в условиях инклюзивного образования. И выражение: «Кадры решают всё» здесь абсолютно уместно. И свою задачу мы здесь видим в придании образовательному процессу высшей школы целостность, последовательность и преемственность. И конечно, нам не обойтись в этом вопросе без основ дефектологии, а особенно при формировании компетенций, необходимых педагогу для создания социальной ситуации развития обучающихся, соответствующей специфике их возраста и психофизиологического развития.

В настоящий момент сеть ресурсных учебно-методических центров накопила уже значительный опыт в данном направлении и очень важно, чтобы этот опыт изучили и эффективно использовали».

Виталий Рубцов, президент Московского государственного психолого-педагогического университета, член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, президент Ассоциации инклюзивных вузов, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор:

«Студент с инвалидностью, попадая  в высшее учебное заведение, сталкивается с целым рядом педагогических работников, от мастерства, компетенции которых зависит его благополучие, его мотивация и желание учиться в этом образовательном учреждении. Сегодня подчеркивается ресурс дефектологического образования, который является  ключевым в сопровождении  ребят с инвалидностью. Формирование профессиональных компетенций педагогов и  умения у них  координировать,  направлять,   поддерживать и сопровождать ребят с инвалидностью является ключевой задачей. Это, конечно, очень серьезная задача,  которая сегодня будет обсуждаться. И она же выделена как особый фокус сегодняшней сессии. Я абсолютно убежден, что Министерство просвещения РФ отнесётся внимательно к результатам сессии и верю, что эти результаты станут началом для дальнейшего развития инклюзивного образования».

Сергей Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, член-корреспондент Российской академии образования, доктор филологических наук, профессор:

«Развитие инклюзивного образования - один из приоритетов настоящего времени и проведение сегодняшнего мероприятия имеет важное значение! От нашей сегодняшней работы, эффективности взаимодействия зависит то, насколько мы вместе сможем помочь людям с инвалидностью в реализации их права на получение высшего образования».

Форсайт-сессия стала дискуссионной площадкой для обсуждения профессионально-общественным сообществом актуальных вопросов дефектологического обеспечения инклюзивного высшего образования по следующим направлениям:

  • Инклюзивная преподавательская практика в высшей школе: дефектологический аспект.
  • Кадровые условия реализации специфических потребностей студентов-инвалидов: дефектологические основы.
  • Преемственность школьного и вузовского образования лиц с инвалидностью: дефектологическая практика в контексте инклюзии

Профессионально-общественное обсуждение прошло в рамках 3-х тематических коворкингов:

  • Коворкинг «Преподаватель инклюзивной высшей школы: универсальный дефектологический контент?»
  • Коворкинг «Педагог вуза: взгляд студента-инвалида – достижимо ли портретное сходство?»
  • Коворкинг «Школа – колледж – вуз в образовании лиц с инвалидностью: звенья одной цепи?»

В целом участниками мероприятий форсайт-сессии стали 86 человек из числа представителей органов государственной власти, Министерства образования и науки РФ, представители Министерства просвещения РФ, руководителей и сотрудников образовательных организаций всех уровней, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ вузов-партнеров  РУМЦ, подведомственных Министерству просвещения РФ.

 

 

Поделиться