РУМЦ Мининского университета организовал экспертно-проектную сессию по вопросам сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства

РУМЦ Мининского университета организовал экспертно-проектную сессию по вопросам сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства
Мероприятия прошли в Нижнем Новгороде, Самаре, Пензе и Саратове с 4 по 17 октября 2019 года.

Ресурсный учебно-методический центр Мининского университета организовал экспертно-проектную сессию «Региональная программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства: поиск совместных решений». Мероприятия прошли в Нижнем Новгороде, Самаре, Пензе и Саратове с 4 по 17 октября 2019 года.

Межрегиональное мероприятие проводилось в период с 4 по 17 октября 2019 года на 4-х базовых площадках.

  • 4 октября 2019 г. в Самарском государственном социально-педагогическом университете и Мининском университете.
  • 10 октября 2019 г. в Пензенском государственном университете.
  • 17 октября 2019 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского.

Ресурсный учебно-методический центр Мининского университета организовал экспертно-проектную сессию «Региональная программа сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства: поиск совместных решений».

Целью мероприятия стало создание условия для формирования эффективной системы взаимодействия субъектов сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и занятости в регионе.

Всего участниками мероприятий стало 210 человек из 71 организации. Все присутствующие были непосредственно включены в процессы комплексного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, содействия их профориентации, трудоустройству и постдипломном сопровождению, что предопределило острый характер дискуссий, живое продуктивное  общение и выработку конструктивных предложений.

Ведущими мероприятий выступили представители кафедры специальной педагогики и психологии Мининского университета:

  • Каштанова С.Н. –  кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии;
  • Кудрявцев В.А. – кандидат психологических наук, доцент;
  • Медведева Е.Ю. – кандидат психологических наук, доцент;
  • Ольхина Е.А. – кандидат психологических наук, доцент;
  • Карпушкина Н.В. – кандидат психологических наук, доцент.

4 октября 2019 года мероприятие прошло в Самарском государственном социально-педагогическом университете и Мининском университете.

Участниками мероприятия на базе НГПУ им. К. Минина стали 37 человек из 18 организаций, в том числе представители Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, Министерства социальной политики Нижегородской области, Министерства образования и молодежной политики Нижегородской области, ГКУ «Центр занятости населения г. Нижнего Новгорода», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области», НРООИ «Инватур», НРООООИ «Всероссийское общество глухих», НРООРДИЗ «Перспектива», ЧУ НОЦРИЗ «Камерата», МКОУ «Школа-интернат № 65», ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж», ГБПОУСО «Нижегородское училище – интернат».

В работе экспертно-проектной сессии активное участие приняли представители 4-х вузов–партнеров РУМЦ Мининского университета: 

  • Нижегородского государственного инженерно-экономического университета;
  • Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова;
  • Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева;
  • Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.

В ходе проведения мероприятия был проведен анализ актуального состояния системы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства в регионе. Были определены механизмы, формы и средства взаимодействия субъектов сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. А также была спроектирована система совместных мероприятий для включения их в программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

Участниками мероприятия на базе Самарского государственного социально-педагогического университета стали 64 человека из 15 организаций, в том числе представители Министерства образования и науки Самарской области, Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области; СГООИК Ассоциация Десница; ГБУ Самарской области «Реабилитационный центр для инвалидов «Самарский»; ГБУ ДПО Самарской области Центр профессионального образования.

В Самарской области в мероприятии принимали активное участие представители 8 вузов-партнёров РУМЦ Мининского университета:  

  • Самарского государственного социально-педагогического университета;
  • Самарского государственного технического университета;
  • Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка»;
  • Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева;
  • ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»;
  • Поволжского государственного университета сервиса;
  • Тольяттинского государственного университета;
  • Самарского государственного экономического университета.

Торжественно открыла работу экспертно-проектной сессии в Самарской области проректор по учебно-методической работе и качеству образования СГСПУ Кислова Н. Н. В своем выступлении Наталья Николаевна осветила вопросы государственной политики в области образования молодых инвалидов и подчеркнула значение высшей школы в процессе социализации, трудоустройства и занятости этой категории граждан.

Основная часть экспертно-проектной сессии была проведена в рамках работы микрогрупп. В ходе обсуждения участниками мероприятия были предложены конкретные рекомендации по совершенствованию системы межведомственного взаимодействия:

  • расширить профориентационную работу в системе «вуз-школа» через систематическое посещение специальных и инклюзивных образовательных организаций представителя ми вузов, а также активное проведение на базе школ мероприятий по профориентации с привлечением студентов с ОВЗ, успешно трудоустроившихся инвалидов и пр.
  • расширить просветительскую работу о трудовом потенциале молодых инвалидов среди бизнес-сообщества и работодателей.  Конкретизировать рекомендации по проведению КПК для работодателей по вопросам трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью и знакомства с потенциальными трудовыми возможностями и особыми потребностями этой категории работников, а также был составлен перечень конкретных шагов по внедрению инклюзивной практики в вузы и СПО.

10 октября 2019 года мероприятие прошло на базе вуза-партнера РУМЦ Мининского университета Пензенского государственного университета.

Участниками мероприятия на базе Пензенского государственного университета стали 68 человек из 22 организаций, в том числе представители Министерства образования, Министерства труда, социальной защиты и демографии и Министерства здравоохранения Пензенской области, представители из Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области», представители из 2 общественных организаций  инвалидов: ПРО Общероссийская общественная организация «Опора России», Пензенское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих», представитель Мининского университета.

В качестве участников проектной сессии в активной работе в микрогруппах были привлечены научно-педагогические работники 5-ти вузов-партнеров РУМЦ Мининского университета: 

  • Пензенского государственного университета,
  • Пензенского государственного аграрного университета,
  • Пензенского государственного технологического университета,
  • Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
  • Филиала Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Пензе.

С вступительным словом к участникам экспертно-проектной сессии обратился ректор Пензенского государственного университета А.Д. Гуляков. В своем выступлении Александр Дмитриевич проанализировал актуальные направления государственной политики в области комплексной поддержки инвалидов молодого возраста в Пензенской области, а также представил аналитическую справку о  реализации программы сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью в ПГУ.

Участниками мероприятия были проанализированы трудности профессионального самоопределения обучающихся  с ОВЗ и инвалидностью. Обсуждены условия, причины и факторы, осложняющие процесс устройства на работу этой категории граждан. Результатом работы микрогрупп по данному вопросу стали конкретные предложения по обеспечению защищенности инвалидов молодого возраста при устройстве на работу. Даны рекомендации по сопровождающему их трудоустройству. Выдвинуто предложение о необходимости систематического проведения тренингов для лиц с ОВЗ и инвалидностью по карьерному росту, трудовой мотивации, повышению трудовой активности и пр. Анализ предложений участников мероприятия позволил констатировать наличие острой проблемы адекватного выбора абитуриентами-инвалидами образовательной программы с учетом медицинских противопоказаний. В качестве рекомендаций было предложено создание схемы/памятки/алгоритма для поступающих с ОВЗ и инвалидностью.

17 октября 2019 года мероприятие прошло на базе вуза-партнера РУМЦ Мининского университета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Участниками мероприятия на базе Саратовского национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского стали 41 человек из 16 организаций, в числе которых были представители Министерства образования Саратовской области, Министерства здравоохранения Саратовской области, Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, представители из ГКУ Саратовской области «Центр занятости населения г. Саратова», ГАУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов «Парус Надежды», ГАПОУ СО «Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ», ГБОУ Саратовской обл. «Школа для обучающихся по АОП № 6 г.Саратова», ГБОУ «Школа-интернат для обучающихся по АОП № 3 г.Саратова», Саратовская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».

 Активное участие в мероприятии в Саратовской области принимали представители 3-х вузов-партнёров РУМЦ Мининского университета: 

  • Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, 
  • Саратовской государственной юридической академии 
  • Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А.

С приветственным словом к гостям и участникам экспертно-проектной сессии обратилась проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова. Ольга Евгеньевна, отметив важность мероприятия, акцентировала внимание на том, что сессия «направлена на поиск и выбор правильных решений, которые будут содействовать получению профессионального и высшего образования людям с ограниченными возможностями и имеющим инвалидность, а также мероприятий, способствующих трудоустройству этой категории лиц».

К участникам сессии также обратился ведущий специалист-эксперт отдела содействия трудоустройству и специальных программ комитета по занятости населения министерства занятости труда и миграции области А.В. Лисовский:

«Содействие трудоустройству граждан с инвалидностью не первый год находится в ряду приоритетных направлений деятельности нашего министерства. Отрадно, что интерес к этой теме поднимается и со стороны вузовского сообщества. Надеюсь, вместе мы выработаем более эффективные решения…».

Андрей Вячеславович отметил, что понятие инвалидности включает в себя не только ограничение жизненно-важных функций организма, но и взаимоотношение инвалида и средовых барьеров, и выразил надежду на то, что в ходе экспертно-проектной сессии эти барьеры будут выявлены и намечены мероприятия, которые способствуют их преодолению.

Основная часть предложений, выявленных в ходе мероприятия, касалась пересмотра организационно содержательных аспектов деятельности БМСЭ (бюро медико-социальной экспертизы), особенно в части проектирования, корректировки и реализации ИПРА. Была отмечена позитивная роль и реальные результаты деятельности отдела содействия трудоустройству и специальных программ комитета по занятости населения министерства занятости труда и миграции Саратовской области. 

Участники актуализировали необходимость создания межведомственного координационного совета по вопросам профессионализации и социальной интеграции инвалидов молодого возраста. Остро обсуждалась и необходимость создания обновленных атласов профессиограмм, с обзором доступных сфер деятельности и перспективами дальнейшего развития. Высказывались и активно поддерживались идеи внедрения моделей «интернатуры или ассистентуры», как формы наставничество, позволяющей под руководством «мастера-профессионала» уверенно и перспективно профессионально развиваться и карьерно расти. 

Участники высказали единодушное мнение о пользе и функциональности таких ресурсов как «Ресурсный учебно-методический центр» (РУМЦ) и «Портал инклюзивного образования», причем поступило предложение о рассмотрении возможности контентного расширения портала и создание региональных «суб-платформ»/вкладок с региональным контентом: ИВО64, ИВО52, ИВО73 и т.д. По мнению собравшихся данный ресурс (в рамках эксплуатации уже имеющихся ресурсов) будет важным инструментом кооперации, координации и синергетической аккумуляции усилий по комплексному сопровождению, профессионализации и адаптации молодых инвалидов в регионе и стране в целом.

Таким образом участники мероприятия внесли ряд существенных рекомендаций по оптимизации процесса профориентирования, трудоустройства и занятости инвалидов молодого возраста, наметили возможные пути сотрудничества в этом направлении и предложили конкретную помощь в выстраивании партнёрских отношений в системе межведомственного взаимодействия. Все участники отметили масштаб и практическую значимость мероприятия, стремление к развитию инклюзивного общества. 

По результатам мероприятия на 4-х базовых площадках было принято решение направить в органы исполнительной власти регионов предложения по совместным мероприятиям для включения их в программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и дальнейшего трудоустройства.

 

Поделиться