Дмитриева Елена Ермолаевна

Факультет психологии и педагогики
Кафедра Специальной педагогики и психологии
Профессор
Ученая степень: Доктор психологических наук
Ученое звание: Профессор
Диссертации: специальность, название: 19.00.10 - Коррекционная психология Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития
Год начала работы в Мининском университете: 1974
Общий стаж работы (лет): 45
Базовое образование: вуз, специальность, дата окончания: НГПИ им. М.Горького
Дополнительное образование: тип программы (повышение квалификации, профессиональная переподготовка и прочее), название программы, вуз или организация, год окончания обучения:

- Концептуальные основы модернизации в образовании (Институт качества высшего образования НИТУ МИСиС, 2013 г.)

- Нейропсихология отклоняющегося поведения (ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России г.Курск, 2014)

- Проектирование и реализация профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (НГПУ,2015)

- Профессиональная переподготовка  "Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования".  Институт непрерывного образования ФГБОУ высшего образования-"Нижегородский государственный педагогический университет". 2019 год.

Научные интересы (не больше семи): 1) Проблема социализации, социальной и образовательной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) Коммуникативно-речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования и др..
Членство в профессиональных сообществах: Член диссертационного совета Д 212.164.02 по педагогической психологии и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом уноверситете.
Участие в редколлегиях научных журналов: Член редакционного Совета журнала "Известия Российского государственного педагогического университета им. А И Герцена
Публикации за последние 10 лет:

1.Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е.Интеграция детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы//Специальная психология. 2009. № 2. С. 7

2. Дмитриева Е.Е., Артамонова Н.Ф., ЧирковаГ.С.  //Нижегородское образование. 2010. № 3. С. 27-34.

3. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям С ЗПР

// Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 105-109.

4. Сорокоумова С.Н., Дмитриева Е.Е Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //

Приволжский научный журнал. 2012. № 4 (24). С. 255-258.

5. Лазарева Л.В., Дмитриева Е.Е.Развитие компонентов коммуникативной компетентности студентов экономического вуза в процессе изучения английского языка

// Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 106-109.

6. Дмитриева Е.Е., Серова В.В. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников с легкими формами психического недоразвития -воспитанников детского дома

//Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. № 1. С. 19.

7. Дмитриева Е.Е., Жуковская И.А. Методологические основы исследования сферы общения у детей с легкими формами психического недоразвития

в книге: Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы // Коллективная монография. Под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М.. Москва, 2013. С. 76-83.

8.Дмитриева Е.Е., Давыдова Ю.П. Коммуникативное развитие умственно отсталых дошкольников и младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014.- №6. – с. 1534

9. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Развитие навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2014.- №6. – с.901

10. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С.683

11. Дмитриева Е.Е., Ветрова Я.И. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-1. С.1592 

12. Дмитриева Е.Е., Фалина С.А. Особенности развития социального интеллекта у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология Вып. 53 Ч 9. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2017. С. 303-310

13.Дмитриева Е.Е.,   Двуреченская  О.Н. Развитие общения взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. Нижний Новгород: НГПУ им. Кузьмы Минина; 2017. 102с.

14. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Развитие общения детей и отношения к сверстнику у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология Вып. 55 Ч 8. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2017. С. 293-299

15. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Коммуникативная готовность к школьному обучению у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья //  Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С.272-279. 

16. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Развитие общения со взрослыми и сверстниками у умственно отсталых дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2017. №57-4. С.262-270. 

17. Дмитриева Е.Е., Фалина С.А. Толерантность в практике инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2017. №57-4. С.270-276. 

18. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017.  №5. С.33-38. 

19. Дмитриева Е.Е.,   Двуреченская  О.Н.Психологические особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья: Монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 136с. 

20. Дмитриева Е.Е. «Профессионально-ценностная готовность выпускников педагогического вуза к работе в условиях инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология. Вып. 59 Ч 1. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2018. С. 448-453

21. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. «Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи» // Дефектология. 2018 №3, с.19-29

22. Dmitrieva E.E., Kashtanova S.N., Medvedeva E.Y., Olkhina E.A., Kudryavtsev Y.A. TOLERANT CONSCIOSNESS OF EDUCATIONALAND MULTICULTURAL SPACE SUBJECTS // Espacious Vol.39 (Number 38) 2018 c. 14-22

23 Дмитриева Е.Е. Короткова К.А. Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология. Вып. 63 Ч 1. Сб.научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2019. С. 451-454.

24. Дмитриева Е.Е., Озерина А.А., Суворова О.В., Представления о жизненном пути у женщин в поздней взрослости // Вестник Мининского университета, 2019, Т.7, №1

25. Дмитриева Е.Е. Короткова К.А. Развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников с расстройством аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования, Сер.: Педагогика и психология. Сб.научных трудов.

26. Дмитриева Е.Е., Егорова П.А., Суворова О.В., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей школы // YAZYK I KULTURA-LANGUAGE AND CULTURE

27. Дмитриева Е.Е. Работодатели о трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью: мнения и факты // Перспективы науки и образования

 

Курсы и дисциплины (только те, которые преподаются в Мининском университете в настоящее время): Логопсихология; Психолого-педагогические основы современной дефектологии; Научно-методологические и прикладные основы современной логопедии; Практическая психология общения в специальном и инклюзивном образовании; Научный семинар: Научно-педагогические основы мониторинга в специальном образовании; Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации; Социально-коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями интеллектуального развития; Психолого-педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями; Коммуникативные технологии в логопедии и др.
Контактный телефон: +7 920 047-24-66
E-mail: Dmitrievaele@gmail.com
Адрес работы (основное присутственное место в университете): Пл. Минина 7, корп.2, аудитория 115
Присутственные часы на кафедре: вторник, четверг с 13.30 до 15.30.