Драган Куюнджич

профессор иудаистики, германистики и славистики, преподаватель теории кино и медиа, европеистики и религиоведения университета Флориды (США)


13 мая 2019 года
Даты проведения лекций

 «Louvre: l'Ouevre of Alexander Sokurov» и обсуждение документального фильма «Киномуза: селфи с Александром Сокуровым» (режиссер – Д.Куюнджич)
Тема лекции №1

Аннотация

Последний квазидокументальный фильм Александра Сокурова «Франкофония» (2015), спродюсированный музеем Лувра и снятый во Франции, аналогичный по форме «Элегиям», рассказывает об истории Лувра, и, в частности, о положении музея в период нацистской оккупации Парижа. В плане «перевода» языка живописи на язык кинематографа Сокуров сделал больше, чем любой другой режиссер. Однако, погружаясь в историю искусства и великих музеев, Сокуров также предлагает остродискуссионную интерпретацию темы исторического насилия, которое часто окружает шедевры. Таким образом, музей, в кинематографической интерпретации Сокурова, является одновременно как архивом наиболее ценных продуктов цивилизации, так и материальным памятником основополагающему культурному и политическому насилию, которое породило и окружает сам музей. Тщательность исследования и гипернастороженность, отличающие работы Сокурова, влияют на сам процесс съемок: его камера работает так, как будто бы она тоже была музеем. Каждый фильм становится попыткой спасти цивилизацию от разорения и слепоты, а каждый кадр – стоп-кадром, порожденным парализующим напряжением между внешним историческим нигилизмом и красотой искусства.